МАГ (Михайлов Александр Геннадьевич): персональные страницы

Сотрудничество Публикации Путешествия English


Отчет о байдарочном путешествии
по Ахтубе (Волгоград - Капустин Яр)
или "рыбные аллюзии"

 

Преамбула

В начале мая 2008 года, от самого начала Ахубы в районе Волгограда и до города Капустин Яр, пятидневный сплав прошел экипаж в следующем составе:

1.      Капитан, а также МВА и к.т.н.: Михайлов Александр Геннадьевич (далее: "МАГ") и

2.      Матрос, а также ст.бухгалтер и мать двоих детей: Михайлова Виктория Александровна (далее: "Вика"). 

Нельзя сказать, что оба участника были новичками. Один их них прошел на байдарке несколько тысяч километров, другой – несколько сотен.

Для путешествия была использована специально разработанная для ленивых туристов, надувная байдарка «Щука-3».

Мы проплыли 130-150 километров, т.е. в среднем за день мы проходили более 25 километров (расстояние по железной дороге составляет примерно 85 км от Капустина Яра до пос.Волжский, до плотины ГРЭС еще 10-15 км.  С учетом извилин реки мы проплыли явно более 120-130 км).

С учетом сильного встречного ветра в течении половины путешествия, ежедневные 25 км  потребовали большего напряжения, чем мы ожидали.

 

<здесь и далее, курсивом выделены лирические отступление от основной темы>

… в детстве, долгими зимними, а также осенними, весенними и летними вечерами, как впрочем, и во время бесклевицы, МАГ мечтал о местах, где рыбы много, а народу мало, этакой рыбной Шамбале [если кто Рериха не читал, то в данном случае синонимом «Шамбалы» может быть «Эльдорадо», более широко известное благодаря экранизациям романов Джека Лондона, который, в свою очередь, и не Джек и не Лондон].

В качестве одного из определено  таких мест, виделись низовья Волги: Ахтуба.



Резюме

Маршрут

Вот маршрут нашего путешествия: "Волжский" - "Капустин Яр":


Маршрут от Волжского, а особенно от плотины Волжской ГРЭС, до поселка Средняя Ахтуба, да и пожалуй до Ленинска, вряд ли можно рекомендовать для любителей сплава по рекам. Ширина реки с хорошее водохранилище (2-3 километра!), со свойственными водохранилищу особенностями, в т.ч. сильным волнам и ветру, плюс хорошо заселенные берега, делают сплав совершенно непохожим на путешествие по узким, извилистым и безлюдным рекам.

Берега Ахтубы, а также многочисленных ериков, не слишком живописны: почти все поросло тополем и густым кустарником, среди травы много колючек. Однако, иногда вдоль левого берега идут очень живописные обрывы 100-200 метров высотой! По вечерам почва с обрывов периодически обваливается, что слышно на расстоянии нескольких километров.

Наплавные мосты, которые встречались раз на 30-40 километров пути, следует обносить. Попытки в полную воду пройти по середине реки между понтонами, скорее всего, приведут к серьезной аварии: течение между понтонами очень быстрое, встречается натянутая между понтонами проволока, а также привязанные к берегу тросы.

Рекомендовать можно маршрут по узкой, извилистой и достаточно дикой Ахтубе, после ее деления с ериком Тутов (километрах  в 7 ниже Ленинска). Красивые и дикие места заканчиваются не доплывая Царева, опять таки после слияния с ериком Тутов. То есть, извилистой и безлюдной Ахтубы хватило на день сплава и одну ночевку.

Наиболее точную и подробную карту Ахтубы можно найти в «Атласе нижней Волги».
Однако и в этой карте, вероятно, допущена досадная неточность: Ахтуба не сливается примерно посередине между Ленинском и Царевым с ериком «Старая Ахтуба», а разливается (по крайней мере, в начале мая 2008 года). Очень интересным представляется путешествие по Старой Ахтубе, хотя без GPS это будет весьма непросто.

В начале мая 2008 года вода залила огромные площади лугов (может, с 3/4 площади всей поймы Ахтубы), и, местами стоки воды на луга очень напоминали настоящие реки в десятки метров шириной (как минимум, мы один раз ошиблись).

Ерик «Старая Ахтуба» впадает в Ахтубу километрах  10-15 выше Капустина Яра. Стоит отметить, что ерик «Ст.Ахтуба» на карте обозначен не как непрерывная река, а как прерывистый пунктир. Однако, видится, что в начале мая это сплошной водный поток, хотя, и с возможно сложной навигацией через луга, не исключены также заросли деревьев и кустов.

С рыбалкой в начале мая может быть от «OK» (как уверяли все наши знакомые) до «никак». Например, в начале мая 2008 года стояла высокая вода, обусловленная большими сбросами воды с Волжской ГРЭС, и рыба не клевала вообще. В местном выпуске «Аргументов и фактов» писали о существенно большем, чем в предыдущие годы, сбросе воды из плотины Волжской ГРЭС в Волжско-Ахтубинскую пойму. Делалось это, по мнению газеты, ровно для создания хороших условий для нереста рыбы.

Мест для стоянки по берегам Ахтубы при полном майском разливе воды очень мало: километров на 3-5 есть одно место. Причем, если оно доступно с дороги, там обязательно стоит машина, вместе с пьющей компанией рыбаков.

Для сплава с детьми дошкольного возраста Ахтуба до середины мая вряд ли подходит: ночью может быть достаточно холодно (например +3+5), большинство мест для стоянки залито, рыбы может не быть. Однако, нет и мошек с комарами.

Весь июнь, по отзывам местных жителей, полно мошки, которая может сделать путешествие невыносимым. В июне и в июле (как впрочем и после 10 мая) есть комары. Поэтому, лучшее время для путешествий с детьми это август и сентябрь, возможно также и июль (хотя в июле жарко). Большое число местных фруктов, включая астраханские арбузы, может сделать путешествие еще более радостным.

Очень интересным, как впрочем и непростым, представляется путешествие не по основному руслу Ахтубы, а по ерикам. Однако, при этом весьма возможны обносы, в т.ч. по густым кустам. Поэтому такое путешествие лучше планировать на легкой байдарке с крепким дном и маленьким грузом. Самое же главное: опытный и физически сильный штурман в болотных сапогах, GPS и хорошей картой.

 

Транспорт

Поездов из Москвы до Ахтубы буквально несколько, да и ходить они могут не каждый день.

До Волгограда поезда идут 18-25 часов, ниже по Ахтубе может получиться более суток.

При начале путешествия из самых истоков Ахтубы, удобно доехать до Волгограда на фирменном поезде N1, или же Астраханским поездом.

Обратно в Москву мы уезжали Астраханским поездом. Еще есть поезда из Дагестана и Баку.

Электрички от Волгограда в сторону Ахтубы ходят только до небольшого городка  «Волжский» (15-20 км от Волгограда), да и то крайне редко: 3-4 электрички в день ранним утром и вечером.

Автобусы от ж/д вокзала Волгограда ходят раз в 15 минут, есть ряд междугородних автобусов, в т.ч. до Москвы и Киева, а вот до Астрахани и Харабали автобусов мы не нашли.

Возможно в Волгограде стоит арендовать машину (например, «Газель») для транспортировки прямо от ж/д вокзала и до начала сплава.

Магазинов, легко доступных при плавании по Ахтубе крайне мало, разве что рядом со стационарными (не наплавными) мостами, может быть магазинчик с ассортиментов автолавки. Фруктов там можно вообще не купить, следовательно, овощами и фруктами лучше затариваться до начала сплава.

При планировании поездок на поезде ниже Волгограда, можно планировать закупки продуктов (овощи, фрукты, консервы, хлеб и т.д.) на центральном рынке Волгограда: поезда в сторону Астрахани, а также из Астрахани, стоят (переформируются  в другие составы) по несколько часов. Этого достаточно, чтобы закупить продукты, а также некоторое снаряжение, например, тяжелые и дешевые резиновые сапоги. Рынок находится примерно в километре от вокзала, примерно перпендикулярно ему. Других продовольственных магазинов в районе вокзала найти не удалось (!!!), кроме разве что нескольких ларьков напротив остановки автобусов в пос.Волжский.

Если начинать сплав от Капустина Яра, лучше взять машину до паромной переправы.

На ж/д вокзале Капустина Яра мы нашли телефоны такси «Аккорд-пилот» и еще какой то фирмочки:   2-11-18, 2-49-59, моб.8-903-349-44-88, 8-906-455-72-75, 8-906-177-06-20, 8-906-177-08-66, 2-28-82.

Интересно, что такой ж/д станции, как "Капустин Яр" не существует. Косвенным путем удалось выяснить, что это станция «Разъезд 85 км» Приволжской ж/д (на всякий случай код станции «Разъезд 85 км» она же «РЗД 85 км»: 2020915). Заказать ж/д билеты можно только при знании этого кода!!!
Собрать байдарки, да и встать на ночевку можно в полукилометре ниже переправы через Ахтубу, километрах в семи от ж/д станции "Разъезд 85 км" (река через сам город не протекает).

 

День первый: 2 мая, 25-30 км сплава от Волжской ГРЭС до пос.Заяр.

"Настоящий речной карп, или сазан, очень красив.
Он покрыт необыкновенно крупной
темно-желто-золотистой чешуей,
которая на спине тем нее, с синеватым оттенком,
а на брюхе светлее; кажется, будто по золотому полю
он весь усыпан гвоздиками с медными шляпками".

Л.Сабанеев "Жизнь и ловля пресноводных рыб", 1911

… перед отъездом на Ахтубу МАГа серьезно волновало отсутствие сковороды, решетки для жарки рыбы (их удалось достать перед самым отъездом) и переносной коптильни (портативного и дешевого варианта мы так и не нашли.

 

Начали сплав 2 мая прямо от бывших истоков Ахтубы – плотины Волжской ГРЭС.

До этого мы 1 мая в 14.20 отправились из Москвы поездом №1 до Волгограда.
Прибыв в Волгоград в 9 утра на следующий день, мы закупили продукты и резиновые сапоги на центральном рынке Волгограда (недалеко от вокзала, примерно перпендикулярно ему).
На рынке все было не дороже, чем в Москве, за исключением воблы. МАГ выбрал 2 хорошие воблочки, и, за них попросили 400 (!!!) рублей. Далее доехали на рейсовом автобусе (каждые 15 минут идут до Волжского) до конца плотины Волжской ГРЭС, откуда и начали сплав.

Самое начало Ахтубы не впечатляло: собственно реки, как потока воды, не было. Ахтуба как бы начиналась от плотины Волжской ГРЭС, однако никакой воды из плотины не сливалось… Стоит отметить, что километров в десяти ниже плотины ГРЭС есть Волго-Ахтубинский канал, по-видимому вода (и немало) в Ахтубу вливается оттуда.

А вот и собственно, про сплав. Собрав байдарку минут за 40 путем ее разворачивания и надувания, примерно в час дня начали сплав. Погода благоприятствовала: легкие облачка и попутный ветер, полное отсутствие волн и ширина реки 1-3 километра (примерно как Пироговское водохранилище в Подмосковье) позволили легко проплыть километров 25.

Однако к вечеру погода испортилась, тучи, ветер и легкий дождик застали нас около поселка Заяр. В Подмосковье этот поселок назвали бы «Зайцево», а в Бурятии – «Ушканье».

Хороших мест для стоянки во время весеннего половодья Ахтубы совсем немного, поэтому удалось найти неплохое место для стоянки на острове посередине реки.

Мы пробовали ловить рыбу на удочку и спиннинг, но совершенно неуспешно – за ночь даже горох с червем никто не обклевал. Температура днем была градусов 12, ночью градусов 5 выше нуля, ветер и дождик, т.е. жарко не было.

P5021001.JPG 84.0K
перед сборкой байдарки лучше всего зарядиться местным Жигулевским пивом...
Примечание: это не из рюкзак горит, а куст на заднем плане.
P5021002.JPG 97.2K
Байдарка типа "Щука" собирается одним человеком путем раскатывания и надувания, минут за 20.
Для других байдарок минимальное время сбора двумя людьми может быть более 2-х часов (хотя в инструкциях утверждается, что и за 30-40 минут можно собрать).
P5021006.JPG 100.6K
мы проезжаем по затопленному лесу. Глубина до 3-4 метров.
P5021008.JPG 93.2K
 
P5021004.JPG 97.1K
 
из бывших истоков Ахтубы, перегороженных плотиной Волжской ГРЭС давно уже ничего не истекает ...
P5061088.JPG 83.5K
 
широка Ахтуба в вершнем течение, как водохранилище (1-3 км).
P5031009.JPG 91.7K
первый вечер мы встретили на острове с прохдадкой и дождиком.
P5031012.JPG 81.0K

 

День второй: 3 мая, 5-7 километров сплава от пос. Заяр до Заплавного.

 "Самый большой из современных нам сазанов имел 55 кг.
16-килограммовые и 24-килограммовые сазаны
встречаются у нас во многих больших и малых реках
южной России и не составляют диковинки.
Волжские сазаны в общем мельче нижнеднепровских
и в настоящее время редко достигают
16-килограммового веса, чему причиной усиленная ловля.
Лет сто назад, по свидетельству Палласа,
в Каспии встречались сазаны до 1,5 м длиной".

Л.Сабанеев "Жизнь и ловля пресноводных рыб", 1911

… один Волгоградский знакомый МАГа, рассказывая о своих детских впечатлениях от рыбалки, вспоминал, что проблемой было не рыбу наловить, а удочки не сломать.
Вероятно, имелись в виду поломки, связанные с вываживанием рыбы, а не с пьяными потасовками в переполненном автобусе.

 

С точки зрения протяженности сплава, если судить по пройденным километрам, этот день был наихудшим. Стартовали мы при достаточно сильном для байдарки волнении: высота волн  составляла сантиметров 30.

Сильный встречный (восточный) ветер также сильно тормозил наше продвижение по реке.
Вообще, можно отметить, что при ветре байдарки типа "Щука" ведут себя значительно хуже чем "Таймени", "Салюты" и другие каркасные байдарки. "Щуки" имеют большую парусность, а также не имеют киля и руля.

Проплыв часа за два 3-5 километров при сильной встречной волне и ветре мы встали в небольшой бухточке, и, вздремнули полчасика прямо в байдарке.

Волны, тем временем, еще усилились и, проплыв еще 1-2 км (не доплыв пару километров до наплавного моста) мы встали в небольшой бухточке. Это было часа в 3-4 дня. Подождав пару часов, мы убедились, что волны стали уже полметра высотой, плюс сильное течение у берега и встречный ветер. Это сделало наше дальнейшее плавание весьма рискованным, и мы остановились на ночевку.

Проспав час-полтора, вечером мы пробовали ловить рыбу как в заливчике, так и в близлежащих прудиках, а также в реке. Пробовали ловить и на удочку и на спиннинг. Места вроде как были весьма хороши для рыбы, однако ни одной поклевки, а также рыбных следов мы не обнаружили.

редкая промежуточная стоянка днем:
P5031013.JPG 84.5K P5031016.JPG 90.2K
P5031014.JPG 101.7K
вопрос: сколько на рисунке источников алкоголя?
P5031015.JPG 111.3K
Дополнительный вопрос: что же было в консервной банке?
P5031017.JPG 84.6K
закат солнца вручную
P5031022.JPG 75.9K
место для спиннингования было замечательным, но рыбы этого не оценили.

Мы попытались использовать советом известного Ахтубинского рыболова-спортсмена, по кличке «тов. Жуков». Он ответил следующим SMS: «Проверь руки на кривизну, включи голову. Если это не помогло, расслабься и отдыхай, здесь рыбы нет».

Мы сразу перешли к третьей части совета: хорошо поужинав (с вином), мы благополучно легли спать.

Стоит отметить, что часов в 7 вечера ветер почти стих, вместе с волнами.



День третий: 4 мая, 20-25 км сплава от Заплавного и километров 10-15 не доезжая Царева.

Одним из ориентиров в поисках мест ловли
являются также сазаньи всплески из воды
вертикально вверх с характерным всплеском
и звонким шлепком, похожим на удар весла о поверхность воды".

 Г.Бречкин «Рыбалка на Ахтубе. Секретные материалы», 2004

… буквально перед отъездом на Ахтубу, МАГ встретил соседа, который рассказал, что в апреле был на Ахтубе, и, поймал 6 (шесть) сазанов и одного сома. Ловил он, однако, только на многометровые сети.

 

Через несколько километров после начала путешествия был понтонный мост, до которого мы не смогли доплыть вчера.

P5041032.JPG 90.0K
вот такой вот наплавной мосток. Течение оцень бурное, вода уходит под понтоны ...
Посередине моста мы бы с вероятностью 50% перевернулись.
P5041033.JPG 89.2K
у берега тоже не самый легкий проход на байдарке
P5041034.JPG 90.8K
весенняя пристройка к мосту: машины здесь не ходят.
P5041031.JPG 99.9K
Почти не вылезая из байдарки, мы прошли справа от моста, в месте где летом была суша. Некоторые при этом прошли под мостом вместе с байдаркой.

 

В этот день мы плыли долго и сильно устали. Километров пятнадцать мы плыли против встречной волны и ветра по основному руслу Ахтубы.

Километрах в десяти ниже Ленинска, Ахтуба делится на собственно Ахтубу и ерик Тутов. После этого Ахтуба становится настоящей байдарочной рекой шириной 50-150 метров и сильно петляет.

После деления с ериком «Старая Ахтуба», который вытекал, а не втекал, (как в «Атласе нижней Волги»), в Ахтубу, сама Ахтуба стала 20-50 метров шириной (в половодье, летом, вероятно, еще уже).

Этот участок и был самым интересным и живописным в нашем путешествии: непуганые утки, орлы, аисты и даже пара фазанов, а также отсутствие народа, особенно порадовали.

Однако, в самое половодье, мест для стоянки совсем мало, одно на 5-10 км реки, залито все!

На берегах реки попадалось много водяных крыс: зверьки размером с обычную крысу, плавали, ныряли, лазали по кустам и прятались в норы. В других местах Ахтубы и ее поймы мы этих зверьков не видели.

На этом участке реки также было много кустов и деревьев, кора которых  была обгрызена выше воды: может это сделали водяные крысы, а может и кто еще. Местами трава и тростник, а также много деревьев на берегах явно горели, причем этой весной.

P5041036.JPG 88.0K
Вот таких заливных лугов было огромное количество на всем нашем маршруте по верхней Ахтубе. Может и вся рыба туда ушла?
P5041039.JPG 84.3K
или рыба ушла сюда?
P5041040.JPG 78.4K
Ахтуба после деления с ериком «Старая Ахтуба». Узкая, извилистая, поросшая тростником и безлюдая речка, полная птиц, крыс (но не рыбы?).
P5041043.JPG 84.2K
P5041047.JPG 69.4K

Остановились мы на живописной стоянке под огромным тополем (не нашем среднероссийским, а с узкими листьями, этот тополь растет на затопляемых берегах по всей дельте Ахтубы).

Рыбу мы пытались ловить и на этой стоянке: на удочку, спиннинг, а также донку с резинкой. Результат одинаков: ни одной поклевки, червей и горох с донки за всю ночь никто даже не склевал!

 

На стоянке возле нас было большое число нор водяных крыс, а также их самих.

На нашей стоянке, представляющей собой полукилометровый участок правого берега, находящегося выше уровня воды, были следы пребывания рыболов-браконьеров: брошенный бредень (целый, метров 5 шириной, имелась вся оснастка), спутанная сеть, много пустых пузырьков с настойкой красного перца (непонятно зачем, может, рыбу травить).

Огромный хор лягушек в болоте на другом берегу, сильно порадовал нас вечером и ночью.

P5051057.JPG 93.8K
P5051053.JPG 87.4K
сессия стратегического планирования семьи Михайловых.
P5051051.JPG 84.7K



День четвертый: 5 мая, 20-25 км сплава, не доезжая 10-15 км от Царева до километров 7 ниже Колобовки.

 "Сазан берет тихо и везет наплавок с

возрастающей скоростью, не вдруг погружая его в воду;

но как скоро вы его подсечете, он бросается

с невероятною быстротой прямо от вас,

диагонально поднимаясь кверху и вытягивая в прямую линию лесу и удилище.

Не ожидая начала такого маневра, я потерял несколько сазанов и крючков;

довольно толстые лесы в одну минуту были порваны.

Для уженья крупных сазанов употребляют удочки самого большого размера

и особенно крепкие лесы. Самый лучший клев -- весною".

Аксаков С. Т. Записки об уженье рыбы, 1847

… в одном из московских рыболовных магазинов, которых в Москве больше, чем рыбы, МАГа предложили несколько огромных тройников (7*10 см), специально для Ахтубинских пудовых сомов… Может и надо было их купить как тайный ключ для притягивания более мелкой рыбы?

 

В этот день, не доезжая пару километров до Царева, возможно, в месте слияния Ахтубы и ерика Тутов, мы свернули вправо, вниз по течению большой реки. Однако, через пару километров эта быстрая река распалась на ряд ручейков, уходящих в кусты и втекла в огромные заливные луга. Проплыв километров 5 по лугам, стало ясно, что это отнюдь не основное русло Ахтубы.

Проплыв еще десяток километров по лугам, мы нашли таки ручей, вытекающий, частично по колее грунтовой дороги, в широкую реку, текущую в нужном нам направлении. Как позже и подтвердилось, это была Ахтуба, уже с полкилометра шириной.

Вплоть до слияния Ахтубы с другими притоками, места были очень живописные: много уток, аистов (цапель?), хищных птиц (типа коршунов) с размахом крыльев около метра и с сероватым туловищем. Также видели двух фазанов и несколько переплывающих реку змей.

P5051054.JPG 59.1K P5051055.JPG 85.7K
P5051060.JPG 87.1K
вода из основного русла Ахтубы
устремлялась в тысячи ручьев,
выливающихся на луга

… двоюродный брат МАГа несколько раз на майские праздники сплавлялся на байдарке по Ахтубе (однако, ниже Капустина Яра). Он с вожделением вспоминал рыбалку: "одна за другой, только удочку забрасывай"), огромные буруны, возникающие возле сазанов, идущих на мелководье метать икру. Также периодически он вспоминал о мужике, которому огромный сазан сломал пару ребер. Мужчина хотел всего лишь поймать эту рыбину, прыгнув на нее…

Озвучивалась также мысль о подводном ружье класса «воздух – вода», стреляя из которого на мелководье, легко можно было бы добывать на мелководье огромных рыбин.

P5051074.JPG 88.4K
огромные заливные луга
P5051072.JPG 77.2K
P5051063.JPG 86.9K P5051061.JPG 78.6K
P5051066.JPG 93.3K
дамба на берегу реки
P5051069.JPG 85.1K
там же

Проплыв километров 15 ниже Царева и сильно устав, мы таки нашли место для стоянки на высоком песчаном мысе, напротив высоких обрывов, высотой более 100 (!) метров.

Судя по умывальникам, привязанным к стоящим в воде деревьям, летом здесь явно стоит много народу.

P5051075.JPG 77.9K P5061076.JPG 83.4K
P5061077.JPG 81.8K P5061078.JPG 77.5K
с обрывов в воду падают не только деревья, но и земля P5061079.JPG 73.7K



День пятый: 6 мая, 15-20 км до Капустина Яра.

"Хотя известный астраханский охотник Витте
и упоминает о соме 240 кг, но вообще
нижневолжские сомы сравнительно мелки".

Л.Сабанеев "Жизнь и ловля пресноводных рыб", 1911 год.

Еще планируя путешествие, мы выяснили, что многие ж/д станции от Волгограда до Астрахани называются как-то в отрыве от городков, в которых они находятся. Не являлась исключением и конечная ж/д станция нашего путешествия: в городе Капустин Яр находится станция «Разъезд 85 км» Приволжской ж/д.

На остановках по пути было много муравьев, а также следов пребывания рыбаков-браконьеров, однако ни одного намека на рыбу.

Почти все время сплава Вику преследовали пауки, периодически вылезающие у нее из носа (Прим.автора: может гнездо они там свили).

Встретили мы и пяток моторок, предположительно с браконьерами, проверяющими сети. Мужик с одной из моторок крикнул нам: «Привет спортсменам!», мы подумали, что, наверное, по честному, стоило ответить: «Привет браконьерам!».

Этот день сплава был первым ясным и безветренным днем, мы хорошо позагорали, и, часов за 5, легко проплыли 15-20 км до города Капустин Яр. Было даже жаль, что уже часа в три дня мы доплыли до завершения нашего маршрута на байдарке. До самого последнего момента, правда, было неясно, с той ли ж/д станции мы купили билеты на обратный путь.

На берегах Ахтубы вдоль города Капустин Яр было много рыбаков, много машин и мотоциклов с колясками. Поймал ли кто-то у них что-либо, было загадкой.

Река протекает в 3-5 км от города Капустин Яр. Мы остановились ниже города (там было меньше народу), ниже высоковольтки и переправы через реку.

На карте был обозначен мост через Ахтубу. Оказалось, что это, по всей видимости, всего лишь паромная переправа.

Переночевали мы у заливного луга, рядом с дорогой вдоль Ахтубы, метров в 300-500 ниже паромной переправы стоянка была вполне сносной, машин по дороге почти не ездило, рядом с нами (в будний майский вечер) никто не встал.

 

P5061080.JPG 75.3K P5061085.JPG 100.8K
P5061081.JPG 78.6K P5061084.JPG 86.6K
P5061090.JPG 92.0K
змея (уж или гадюка) плывет, подняв только голову.
P5061091.JPG 78.9K
как пел Борис Гребенщиков, "У каждой женщины должна быть змея".

На расстоянии метров тридцати от берега, мы с удивлением встретили стоящую в воде табличку, предупреждающую о соблюдении правил разжигания костров:
P5061093.JPG 79.4K P5061092.jpg 84.9K
P5061095.JPG 79.2K P5061096.JPG 82.1K
P5061099.JPG 79.7K  
P5061101.JPG 95.4K P5061106.JPG 85.2K
P5061104.JPG 84.9K P5061105.JPG 87.5K



День шестой:

7 мая, дорога домой.

От паромной переправы до ж/д станции «Разъезд 85 км» километра четыре гравийной дороги до города и пара километров по самому городу.

Лучше заказывать машину (такси), т.к. с тяжелой байдаркой тащиться достаточно тяжело (если в группе есть женщины и/или дети).

С добиранием до города нам повезло: попутный газик довез нас до города, а потом и до ж/д станции. Ехавшие на газике люди с удивлением посмотрели на старые кроссовки, которые мы хотели бросить возле дороги (что символически облегчило бы вес рюкзаков).

Водитель газика рассказал нам, что с 1 июня по 1 июля много мошки (при этом он сам содрогался), хотя и заметил, что живет здесь уже лет сорок.

Также он сказал, что рыба сейчас вообще не клюет и не ловится на сети (и в магазинах ее нет), т.к. весьма высокая вода (много сливают из водохранилища). Так же рыба не ловилась где-то в 2001 году. Еще он сказал, что в июле-августе на Волгу (но не на Ахтубу и ее пойму) приезжает много москвичей с электроудочками. Они глушат рыбу и сами ее перерабатывают. Прим.автора: вот такой ужастик, хорошо, что местных детей москали не едят. Хотя может сами местные едят москалей, распространяя о них ложные (но ужастные) слухи.

 

Сам город Капустин Яр производит впечатление запустения: ужасные дороги, состоящие из разбитых железобетонных труб, покосившиеся деревянные хибары (домики местных жителей), заброшенные заводы и военные склады. Стало понятно, что обилие советских мотоциклов с колясками обусловлено скорее не бедностью, а ужасными дорогами.

Вокзал ж/д станции «Разъезд 85 км» оказался на окраине города Капустин Яр. До ближайшего (и совсем плохенького) магазина надо было пройти около километра.

Собака, спящая на целлофане перед входом в вокзал, и ленивые рабочие, проводящие ремонт здания вокзала, удачно вписывались в картину захолустного провинциального городка.

P5071108.JPG 76.5K P5071109.JPG 76.1K
P5071110.JPG 89.3K
вот такая вот Пелевинская "дырка от бублика" в пристанционном железобетонном заборе
P5071112.JPG 91.3K
а вот что в дырке ...
или же иллюстрациям к сражениям на станции "Лозовая"

В 12.30 дня мы загрузились в поезд «Астрахань-Волгоград». Собственно весь поезд состоял из трех плацкартных вагонов, заполненных почти полностью.

До плотины Волжской ГРЭС поезд ехал больше часа (собственно, плотина была началом нашего пятидневного сплава, т.е. поезд, идущий, в нужном направлении, быстрее байдарки).

Доехав часа за три до Волгограда, пару часов наш поезд переформировывали в новый состав «Волгоград-Москва». При этом наши вагоны отогнали далеко от платформы в какой-то отстойник. Перед отправлением вагоны подтянули таки к центральному зданию вокзала. Пассажиры, которые уходили гулять в город, с радостью заняли свое место в вагоне.

Плацкартные вагоны, кроме своих очевидных плюсов для байдарочников (проводники не подкалывают, «зачем столько вещей везете», что «надо их сдать в багажный вагон») имеют минусы: народу много, в жару очень душно и жарко.


Интересный казус произошел ночью. МАГ спал на боковой верхней полке. На каком-то заплесневелом полустанке, часа в два ночи, рядом с нами заняла койко-место замшелая старушка, явно старше 100 лет. МАГ проснулся из-за того, что эта старая колдунья, встав на задние ноги, тянула к МАГу (или же к потолку?) свои руки, беззвучно открывая свой рот. Ситуацию прояснила (или обострила) проснувшаяся где то внизу Вика: «Отдай ей одеяло» кричала она. Лишнего одеяла не было, но чтобы отогнать ведьму, МАГ отдал ей свое одеяло. Лежало одеяло на третьей полке, на рюкзаках, совсем под крышей вагона. Туда то, по всей видимости, старуха и тянула свои костлявые руки.
Только спустя несколько недель, пришло простое и ясное понимание, что это была местная водяная ведьма. Возможно, в старушку временно вселился дух известной местной ведьмы - Клеволомки (некоторые, вероятно, искаженно, называют ее "Водянкой"), которая одним своим движением рук может отогнать всю рыбу за сотни метров. Делает это она только, если ей чем-то не понравились рыбаки, но иногда и просто для забавы. Некоторые ученые объясняют это явление не какими то манипуляциями с силами зла, а просто набором ультразвуковых волн, отпугивающих рыбу, т.е. что то обратное электроудочке.

 сайт:  alex.mikhailov.ru    e-mail: alex@mikhailov.ru

Copyright  2014

Начало

Ссылки  

Семья